Исследовательская работа на тему: «На фронт – со студенческой скамьи»

Областная историко – патриотическая конференция обучающихся «Люди и судьбы»

 Исследовательская работа на тему: «На фронт – со студенческой скамьи»

 Секция

«Учителя и учащиеся школы — участники Великой Отечественной войны»

Подготовила:
Рената Коняева,
обучающаяся  8   класса

МБОУ «Володинская СОШ»
 Кривошеинского района
Томской области

Руководитель:
Дроздова Екатерина Ивановна,
учитель немецкого и

английского языков,
руководитель музея «Кедр»
МБОУ «Володинская СОШ»
Кривошеинского района
Томской области

Володино — 2023

I. Введение.

В 2023 году наша страна отметит 78-летний юбилей Победы  в Великой Отечественной войне. По традиции, ежегодно все жители нашего села пойдут на митинг и понесут портреты своих родственников – дедов, прадедов, воевавших на фронтах той войны. Почти все портреты хранятся в нашем музее, некоторые дома у родственников. Из нашего сельского совета на войну ушли 473 человека, 247 — каждый второй, не вернулся с полей той страшной войны, вернулись 226 человек.  Сегодня ветеранов войны у нас нет.

Бывая в музее на экскурсиях, я слышала рассказы о солдатах Бессмертного полка, об их подвигах, встречалась с тружениками тыла и детьми войны. Они делились своими воспоминаниями о войне. С какой горечью и болью они рассказывали о своём военном детстве!  Они были совсем маленькими, но трудились наравне со взрослыми. Они не могли сдержать своих слёз. Этих людей с каждым годом всё меньше и меньше. В нашем поселении осталось только 4 труженика тыла. Им по 90 лет!

О боевом и трудовом подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне мы узнаём из книг, которых  в музее много. Недавно в музее появилась книга, которую написала руководитель музея «И память, и подвиг, и боль на века!»  Там есть информация о многих ветеранах из нашего Бессмертного полка, а также о моей прабабушке, которая тоже сражалась на фронте. Ежегодно в нашей школе проходят Уроки мужества в рамках патриотической недели.  В прошлом году Урок мужества был посвящён учителю – фронтовику нашей школы Дунец Валентине Павловне. Рассказ руководителя музея об этой героической женщине произвёл на всех большое впечатление! Затаив дыхание, мы слушали её рассказ.  Меня заинтересовала судьба учительницы — фронтовика, и я решила изучить её судьбу по материалам музея (прил.7, ф.3-5), тем более, 2023 год объявлен В.В.Путиным годом педагога и наставника.

Таким образом, актуальность темы состоит в следующем:

  1. 9 мая 2023 года наша страна будет праздновать 78-летие Победы — день, когда советский народ ценой огромных потерь одержал Великую Победу над фашистами в годы Великой Отечественной войны. Большой вклад в Победу внесли жители нашего села.
  2. Всё меньше остаётся живых свидетелей тех событий. Поэтому наша задача – собирать, изучать и хранить материал о людях, защищавших нашу Родину.
  3. Эта работа пополнит  наш школьный музей ещё одной историей о тяжёлой судьбе простой сельской учительницы, которая воевала на фронте наравне с мужчинами.

Цель: сбор информации о судьбе  учительницы-фронтовика Дунец Валентины Павловны. 

Задачи:  1.Выяснить, какие сведения о ней имеются в музее школы.

 2.Найти документы, свидетельствующие о том,  что она  была педагогом в нашей школе и воевала на фронтах Великой Отечественной войны.

3.Проанализировать воспоминания её детей, которые ранее рассказывали о своей маме, и узнать, что они могут добавить сейчас, ведь прошло много лет.

Гипотеза исследования: живы ещё люди в нашем селе, кто помнит педагога-ветерана и может рассказать о своей коллеге и учителе.   Объект исследования: судьба учительницы-фронтовика Дунец Валентины Павловны.  Предмет исследования: фотографии, архивные и семейные документы, воспоминания детей, учеников, педагогов.

 Методы исследования: изучение документов в музее школы, в семейном архиве героини,   чтение книги памяти о Бессмертном полке Володинского сельского поселения, беседа с педагогами и выпускниками школы, анализ и обобщение собранной информации.

Предполагаемый результат и практическая значимость работы: исследование будет храниться в музее, в разделе «Бессмертный полк», пригодится экскурсоводам музея при проведении экскурсий,  а также будет использована на классных часах и Уроках мужества.

 

II. Основная часть. Детские и студенческие годы.

Дунец (Тихонова) Валентина Павловна родилась в деревне Таширы, Ояшинского района Новосибирской области 4 марта 1921г. Отец, Тихонов Павел Петрович родился в Томске. Он окончил там Политехнический институт. Когда началась война, Павел Петрович работал на одном из заводов, производящем снаряды для фронта. Мама, Елизавета Васильевна родилась в 1896 году. У Вали был старший брат Евгений (1918 – 1976),  (прил.1, ф.1, 11,13.) Он родился в Томске. Позже семья жила в г.Мариинске Кемеровской области, где Валентина окончила школу в 1939 году (прил.3, ф.9-10). Мама работала учителем.

Перед самой войной Евгения призвали на службу в армию. Служил он на Дальнем Востоке. Был танкистом. Позже его воинскую часть по железной дороге перевезли с Дальнего Востока на фронт. На фронте он с 22 июня 1941 года. Евгений был водителем танка Т-34. Участвуя в боях, он потерял 4 танка, вместе с экипажем выбирался во время боя из горящих машин. В последнем бою он получил тяжелое ранение в ногу. Врачи спасли его, но с тех пор одна из голеней была у него тоньше. После ранения Евгений Павлович находился в госпитале, затем его комиссовали и направили в санаторий, после которого он мог ехать домой. Но позже такое решение было отменено, и он снова оказался на фронте. Правда, теперь он занимался ремонтом танков, которые эвакуировали с поля боя. После войны он тоже работал учителем. Вначале в селе Литвиново, потом в рабочем поселке Яшкино. Оба населённых пункта находятся в Кемеровской области на транссибирской железной дороге. О нём есть сведения на сайте «Дорога памяти»: «Героически воевал на фронте, неоднократно был ранен, но возвращался в строй. Награждён многими медалями и орденами. После войны работал учителем, много лет был директором вечерней школы. Умер в возрасте 59 лет на своём рабочем месте».

Елизавета Васильевна целыми днями и вечерами работала, поэтому дочь с детства узнала, что это за профессия – учить людей. Как следует из двух предоставленных нам справок, Елизавета Васильевна  работала в школе для взрослых при союзе работников просвещения (прил.1, ф.8-10). Имела благодарности за хорошую работу. Несколько лет мама работала в школе для детей-инвалидов. Всего она отработала в школе 17 лет. Да и дедушка Валентины Павловны – Василий Пономарёв — тоже был учителем, сначала в Каргаске, потом  и в Томске.

Видно, поэтому Валентина и пошла по окончании школы в Педагогический институт, решив стать учителем русского языка и литературы. Учёба ей очень нравилась. Группа была большая и дружная. Настолько дружная, что, когда началась Великая Отечественная война, они всей группой пошли в военкомат добровольцами. Она говорила краеведам тех далёких лет, что патриотический подъём был так велик, что очереди стояли в военкоматы. Советский народ хотел защитить свою Родину, люди думали не о себе, а о том, как победить фашизм. Весной 1942 года с третьего курса добровольцем ушла на фронт и студентка Валентина Тихонова.

«После того, как дочь ушла добровольцем на фронт, отец Павел Петрович несколько раз писал заявление, добиваясь, чтобы на фронт направили и его. Но у него была бронь, как у специалиста. Поэтому ему всегда отказывали. В конце концов, он написал письмо Сталину. Вероятно, рассказал, что его сын и дочь на фронте, и он также хочет защищать Родину. После этого его призвали на военную службу. В семье не сохранились сведения, где именно воевал отец Валентины Павловны. Он умер слишком рано, в 1947 году, возможно, это стало следствием или какого-то ранения, или он также подорвал на фронте свое здоровье» — такими воспоминаниями делится сын Валентины Павловны Николай.

 

  1. На фронт – со студенческой семьи.

 Вот как вспоминала Валентина Павловна  о своём решении пойти на фронт:  «Я поступила на курсы радиотелеграфистов и 27 апреля 1942 года добровольцем ушла на фронт со студенческой семьи. 5 мая 1942 года приняла присягу. Окончила курсы радистов и была направлена на Западный фронт в составе отдельной 264-й роты связи радиотелеграфистом радиостанции средней и большой мощности». Слова фронтовички были скупы, она не любила говорить о войне, как и большинство фронтовиков.

Девизом Валентины Павловны на всём военном пути были слова из песни: «Связь, радист, держи всегда отлично, бей врагов в решительном бою. Покажи своим примером личным, как ты любишь Родину свою!» В учётной карточке Валентины Павловны сказано: «Воинское звание — сержант, уволена в запас 1.06.1944 года» (прил.1, ф.1-4). Причину увольнения не написали. На самом деле, Валентина Павловна была оглушена разорвавшимся снарядом невдалеке от места расположения их радиоточки.  Вот как об этом вспоминает её сын: «У неё не было ранения или контузии, но условия, в которых ей пришлось находиться, отразились на её здоровье. В какой-то момент полученные нарушения сыграли свою роль, и она серьёзно заболела». 

В графе «Правительственные награды» написано: награждена медалью «За боевые заслуги», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», юбилейными медалями. За умелые действия в поддержании связи Валентина Павловна была награждена знаком «Отличный связист», удостоена высшего класса специалиста.

На сайте «Подвиг народа» мы нашли Наградной лист Валентины Павловны Тихоновой по случаю представления её к Правительственной награде – медали «За боевые заслуги»:

«Сержант Тихонова показала себя искусной радисткой. Во время боевых действий, несмотря на миномётный и артиллерийский обстрел со стороны противника, она держала бесперебойную радиосвязь с батальонами, а также и с армией. Она не имела ни одного прослушивания вызова. Этим самым она обеспечила хорошее управление войсками во время боя. Ходатайствую о награждении медалью «За боевые заслуги». Командир 264-й ОРС Старший лейтенант Коваленко. 26 декабря 1943 года».

А уже 12 января 1944 года вышел Приказ войскам Западной Армии такого содержания: «От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество НАГРАЖДАЮ медалью «За боевые заслуги»: …»  Сержант –Тихонова Валентина Павловна (радиотелеграфистка) значится в списке награждённых под номером 44.

Подписали Приказ: Командующий войсками Западной Армии Генерал-лейтенант Глузговский, Член Военного Совета Западной Армии Генерал-майор Русских, Начальник Штаба Армии Генерал-майор Щедрин  (прил.1, ф.13-15).

 

  1. Сержант «Кристина» или заметки сына Николая Дунца.

В музее сохранились заметки сына Валентины Павловны Николая, который изложил мамины воспоминания в форме рассказа много лет назад. Николай Ильич – Член Союза Журналистов России, победитель конкурса «Золотое перо». Работал учителем истории в школе, корреспондентом газеты Быстроистокского района на Алтае. Он называет героиню рассказа Кристина. По этому рассказу можно чётко представить, что испытала его мама на войне, как потом сложилась её жизнь. Я внимательно прочитала этот рассказ и хочу привести его, ничего не меняя. Я выделила жирным шрифтом все факты о нашей героине:

«На четырёхтрубном пароходе «Богдан Хмельницкий» она прибыла в Бровкино (сегодня Кривошеино), село на левом берегу Оби. Райцентром Бровкино стало недавно, за несколько лет до войны, когда через него гнали на поселение в таежные деревни кулаков, семьи врагов народа, немцев, прибалтийцев, румын и ещё Бог знает кого. Тогда за короткий промежуток времени население деревни увеличилось в несколько раз и достигло почти двух тысяч человек.

Пассажиров, сошедших с парохода, оказалось немного, человек тридцать. В основном, это были ехавшие четвёртым классом. Сумевших купить билет в каюту оказалось двое. Их можно было определить по одежде и пренебрежению, с каким они поглядывали на остальных. Среди «простолюдинов» была небольшого роста с короткой стрижкой девушка. Выгоревшая гимнастёрка, вещмешок и сам её взгляд на реку, пароход, высокий обрыв берега, пассажиров, взгляд, который трудно было спутать с другим, и который бывает только у людей, прошедших через нечеловеческие испытания, — всё это как бы говорило, что у этой маленькой девочки за плечами не один год, проведённый на фронте, что видела она в своей короткой жизни столько, сколько не приходилось увидеть иному, прожившему долгую и, может быть, даже насыщенную событиями, жизнь.

На пароходе девушке повезло. Сразу после посадки она сумела найти себе место на первой палубе над машинным отделением, где было тепло. Конец августа хоть и отличался в тот год тёплыми днями, но ночи были холодными, и гимнастёрка да обрезанная до размеров куртки шинель, не могли согреть палубного пассажира.

Повезло девушке ещё и в том, что её соседями здесь, над машинным отделением, оказались попутчики. До Бровкина и далее до Юрьева (старое название села Володино) добирались из города три женщины в возрасте от сорока до пятидесяти лет. Двоим из них, правда, как они рассказали, потом надо было идти ещё в Каличкино, зато одна, та, которая постарше, ехала именно в Юрьево. От неё девушка, назовём её Кристина, узнала, что из Бровкина в Юрьево ходит небольшой пассажирский теплоход, называемый речным трамваем, и что, если пароход вдруг опоздает, и «речной трамвай» тоже уйдёт, можно будет пройти на грузовую пристань. В середине  дня оттуда обычно отправляется в Юрьево буксир с баржей.

Сойдя с парохода, попутчицы сразу отправились к маленькому домику, приютившемуся под обрывом, над дверью которого красовалась вывеска «Билетные кассы».  Здесь  они  узнали,  что уехать на чём-либо в Юрьево сегодня нельзя. Как сообщила, по-видимому, большая охотница поговорить кассирша, в устье Шегарки, (Юрьево стояло не на Оби, а на этом её притоке), накануне села на мель баржа с зерном. Фарватер там узкий, и, поскольку его заняли буксиры, пытающиеся ту баржу стащить на большую воду, никакое движение других судов здесь было невозможно.

-Пешком придётся идти,- особо не расстроясь, услышав слова кассирши, сказала женщина, та, что постарше, представившаяся попутчицам, как Матвеевна, — здесь всего-то тридцать километров. Дай Бог, к ужину на месте будем. -Погодите,- крикнула в окошко словоохотливая кассирша, — с вещами-то вам тяжело будет. Как подымитесь в гору, по правой стороне четвёртый дом, там сейчас свёкор мой, он Юрьевский, на коне он. С обозом вчера масло привозил. Как раз рано утром домой собирался. Телега, правда, загружена, но хоть вещи ваши увезёт. Идите, а то не успеете. Свёкор кассирши и впрямь уже приготовился к поездке. Когда   пассажирки   подошли   к   дому,   он   открыл   ворота,   собираясь   вывести   со   двора запряжённую, укрытую брезентом, телегу.

Дорога в сторону Юрьево оказалась не хуже и не лучше других, протянутых через  тайгу в давние времена. Хотя август уже заканчивался, и по утрам было прохладно, в местах, где деревья и кустарники ближе подходили к дороге, путников поджидали полчища голодных комаров. Положение при этом усугублялось состоянием дороги. Именно здесь не просохла грязь, образовавшаяся после прошедших неделю назад  дождей. Люди, правда, могли обойти её, но объехать на коне, запряженном в телегу, хлябь было невозможно. В таких случаях возница спрыгивал с телеги и шагал рядом с грязью. При этом прихрамывал он на левую ногу и потому, по возможности, держался за телегу. На одном из таких участков он разговорился с девушкой в гимнастёрке: -Фронтовичка? Сестричкой была? На каком фронте?..

Узнав из рассказа девушки, что она и в самом деле была на фронте, что уволена в запас в звании старшины, что войну закончила в Польше и что вовсе не медсестрой она была, а радиотелеграфистом, возница начал поглядывать на неё с уважением. Сообщил, что сам он с фронта пришёл по ранению ещё в сорок втором, что два его сына погибли, а старший прошёл всю войну с самых первых её дней. Был танкистом, четыре его танка сгорели, но сам он, хоть и получил два ранения, одно из которых было тяжёлым, зато домой вернулся и теперь работает в местной машинотракторной станции. Сказал также, что ещё у него есть две дочери. Одна в Бровкино кассиром на пристани, вторая в Гронске на заводе.

Рассказ возницы вызвал у девушки воспоминания. Она и слушала, и одновременно думала. В её глазах при этом непроизвольно вставали картины совсем ещё недалёкого прошлого. Это походило на сон. Вот она, сдав своё очередное дежурство, вышла из радиостанции, оборудованной в металлической будке, установленной вместо кузова на грузовике. Вот к ней подходит командир, просит, он в таких случаях именно просил, сходить за водой. Идти не хочется, но она, взяв ведро, идёт. Вот наклонилась над водой. Течение в этой лесной речонке спокойное, она видит своё отражение, как в настоящем зеркале. Вот она потихоньку, чтобы не поднять со дна мелкий песок, опускает ведро в воду. Вот она… Оглушительный вой и взрыв крупнокалиберного снаряда врываются в тишину… Что дальше? Она стоит с пустым ведром у воронки, в глубине которой всё ещё что-то дымится, по поляне разбросаны разорванные взрывом куски металла…

-Ты чего! Ты это!..- испуганный неожиданным криком девушки возница, успевший соскочить с повозки, тряс её за плечи,- чего испугалась то?  -Так, вспомнила случайно,- уже успокоилась Кристина. -Трясёшься вся,- возница всё ещё держал девушку за плечи,- устала, наверное, может, в телегу сядешь.  -Нет, ничего. Пойду со всеми. К девушке подошла шедшая чуть впереди с двумя женщинами Матвеевна. Обняла Кристину за плечи, махнула вознице рукой: -Иди, иди, кобыла-то уже в кусты полезла. Без тебя разберёмся. — И, обращаясь к девушке, спросила,- войну вспомнила? Страшно тебе, наверное, там было? Совсем девчонка ещё… Двадцать-то тебе годочков или чуть поболе? -Двадцать шестой,- с оттенком обиды в голове ответила девушка. -А на фронт-то как попала? —В сорок втором добровольцем пошла.

-Понятно,- подал голос возница, уже успевший догнать повозку на поляне и взобраться на неё, хотя делать это ему было трудновато, поскольку хромал он довольно сильно.- Мой брат младший тоже добровольцем пошёл. У него два сына на фронт осенью сорок первого попали. Вот и он тоже решил врага бить. «Не могу,- говорил,- они там, а я здесь отсиживаюсь». Все трое не вернулись.

Дальнейшая часть пути прошла спокойно. Разговаривали о разном. На отдых остановились после Петровки возле маленькой речонки с непонятным названием Чирвола. Здесь юрьевские, узнав, что Кристина идёт в их село, потому что получила направление в имеющуюся там школу, и что будет она учить детей литературе и русскому языку, обрадовались. Начала нахваливать директора школы, тоже бывшего фронтовика, начавшего работать ещё до войны, и вернувшегося домой с двумя медалями «За отвагу» и орденом «Красного знамени». Мы спросили об этом Марию Павловну Костык (Егорову). Она в те годы училась в начальной школе, позже работала вместе с Валентиной Павловной. Она назвала имя директора школы — фронтовика. Его звали Красовский Игнатий Устинович (прил.4, ф.1-7)

«В село пришли в начале шестого вечера. Кристинины вещи возница  доставил к сельскому Совету, большому дому на пригорке, имеющему соответствующую вывеску. В нём же, как сообщила другая вывеска, располагавшаяся чуть ниже, находилась и сельская библиотека. У школы останавливаться не стали. По заверению всё знающей Матвеевны, там сейчас никого не было. Все учителя мобилизованы на сельхозработы. -Тебя тоже направят,- обращаясь к девушке, заверила Матвеевна,- дня три дадут на то, чтобы устроилась, и  направят.  Только  что там  с тебя  толку!  Городская  ведь.  Хоть  войну  и прошла, всё равно тяжело будет.

В сельсовете, кроме председателя, были ещё двое:  секретарь парткома  колхоза  и,  судя по полувоенной форме, какой-то уполномоченный. Взяв у Кристины документы, председатель совета углубился в чтение. Девушка терпеливо ждала, стоя возле стола, думая вовсе не о том, что будут сейчас говорить эти люди, а о том, как сильно она устала за эту дорогу длиной в тридцать вёрст, и как хорошо бы сейчас поспать хоть немного. Всё-таки ночлег в коридоре на палубе парохода, даже если нагрета она теплом машинного отделения, далеко уступает ночлегу в нормальной постели. Ей хотелось есть. Обед на привале возле речонки назвать настоящим было нельзя. Продукты, которые удалось купить перед поездкой в Гронске, к тому времени почти закончились. Попутчики, правда, пытались её угостить, но взять что-то у них девушка постеснялась.

Чтобы как-то забыть об усталости и о голоде, она начала вспоминать, что там, на фронте было   ещё  тяжелее.   По  крайней   мере, —  думала  она, —  здесь  хоть  волосы   к  земле  не примерзали. Неожиданно перед её глазами вновь появилась радиостанция. Она опять увидела, как выходит из неё после очередного дежурства. «Забыть, забыть»,- пронеслась в голове мысль, но картинка продолжала разворачиваться. Вот к ней подходит командир…-Так, значит, к нам учительницей послали! — вывел её из оцепенения голос председателя,- институт закончила, ещё и с отличием! Молодец. Сейчас мы тебя на квартиру оформим… 

Учителка,- презрительно произнёс человек в полувоенной форме,- надо хозяйство народное поднимать, а она в университетах обучается. У нас комбайнёров не хватает, трактористов!.. -Погоди, товарищ Рыбаков,- остановил полувоенного председатель Совета,- не торопись. Учительница-то-фронтовичка,- он открыл военный билет девушки, прочитал вслух —старшина.  -А…- махнул рукой Рыбаков,- знаю я этих старшин,- в каком-нибудь третьем эшелоне проболталась. -Да нет,- поправил его председатель,- боевые награды имеет, связист по специальности. С весны сорок второго, до самого конца «лямку тянула»,- обращаясь к стоящей перед ним Кристине, спросил,- стало быть, радист? -Радиотелеграфист — поправила она его.

-Я тоже в связистах до ранения был, с катушками на передовую ползал. На фронт-то как попала? —Добровольцем, вместе со всеми. -С какими это всеми?- недовольно требовательно вскинулся Рыбаков. —У нас тогда почти вся группа в добровольцы пошла. Я до войны в институте училась.  С третьего  курса вместе с другими и ушла на фронт.  Вернулась,   дальше учиться стала. В нынешнем году закончила институт. Похоже, ответ не изменил мнения Рыбакова. Пробормотав что-то насчёт интеллигенции, он встал и, скрипя сапогами, вышел из кабинета. Следом за ним вышел секретарь. У дверей он обернулся и сказал, обращаясь к председателю: «Закончишь, в контору  сразу.  Планёрка  будет, не опаздывай».

Оформление   всего  необходимого,  что  делается  по  прибытии на  место  молодого специалиста, заняло около получаса. Председатель, вначале хотевший предложить молодой учительнице стул, и уже протянувший было к нему руку, после слов Рыбакова и секретаря передумал это делать. Он заполнил нужные документы, и начал объяснять Кристине, как ей найти дом, в который её определяют на квартиру. Потом, когда убедился, что она поняла это, сказал: «Ну, иди. Отдыхай. Устала за дорогу, наверное. Тридцать вёрст отмахать — это не шутка.

-Нет, нисколько,- ответила Кристина, хотя от усталости чуть не падала, да и проголодалась сильно,- но сознаваться в этом почему-то не хотелось.

Она вышла на улицу и пошла, как сказал председатель, вправо. Почти напротив Сельсовета она увидела Рыбакова, стоящего возле небольшого, с решётками в окнах дома. Почему-то в первый раз, сразу по прибытию сюда, на решётки девушка не обратила внимания. Может быть, потому, что разговаривала с возницей и не смотрела вправо? Сейчас она помимо всего прочего увидела и вывеску, красовавшуюся над входом, сообщавшую, что в данном доме с решётками в окнах  находится  Юрьевская  комендатура.  Рыбаков  стоял  как  раз  под  этой  вывеской.   По-видимому, он как раз и был комендантом.

Дом,  куда  председатель  Совета  направил её,  Кристина  нашла сразу.  Он был пятым после сельского магазина на той же стороне улицы. Хозяева, уже несколько лет  считающиеся пенсионерами и живущие за счёт некоего подобия колхозной помощи и собственного хозяйства, были искренне рады постоялице. Молодой учительнице они предложили не кровать где-нибудь в углу, а целую комнату, с входом из кухни. На ужин была варёная картошка с настоящим парным молоком и серым, домашней выпечки хлебом. В свою очередь, Кристина решила угостить хозяев, достала припасённую на самый крайний случай банку рыбных консервов. Хозяева уговорили не открывать её и потом долго убеждали не тратить понапрасну деньги.

Кристина сидела за столом и слушала рассказ хозяев о своей жизни, о сыновьях, ни один из которых не вернулся с войны, о том, как им плохо одним доживать свой век и, чтобы хоть чуть-чуть было полегче, хозяин через ночь сторожит колхозный склад, за счёт чего потом получает немного зерна. Спокойная домашняя обстановка снимала усталость. Уже казалось, что совсем не «гудят» натруженные за день ноги, а мысль, что впереди настоящая постель, и можно будет, наконец-то, по человечески выспаться, расслабляла и успокаивала. Хозяйка рекомендовала завтра спать хоть до обеда. Кристина решила обязательно воспользоваться её советом, в самом деле, отдохнуть первый раз не только за все эти дни, но и за долгие годы, начавшиеся той самой весной сорок второго.

Когда на улице совсем стемнело, и комнату освещала лишь керосиновая лампа-трёхлинейка, в окно постучали. -Эй, учителка,- послышался незнакомый хриплый мужской голос,- завтра в шесть молотить!…  

 Начиналась новая жизнь. Шёл 1948 год.

  1. Жизнь в Володино: школа, семья, дети.

В своих воспоминаниях прообразом учительницы Кристины стала его мама Дунец (Тихонова) Валентина Павловна. Долгий и трудный путь до места назначения перемешивается с воспоминаниями о войне, тех жутких событиях, которые ей чуть не стоили жизни. «Вой и взрывы снарядов» ей зачастую не давали спокойно спать по ночам, да и здесь в пути из-за голода она впала в забытье.   Возница почувствовал уважение к девчонке, которая была в самом пекле войны и даже не санитаркой при госпитале, где тоже было не сладко, а радиотелеграфистом, а связь — это «нервы» взаимодействий подразделений. А что говорить о том, когда идёт бой. Нас потрясло то, что для того, чтобы забыть об усталости и голоде, она вспоминала о том, что на фронте было ещё тяжелее. По крайней мере, думала она,- здесь хоть волосы к земле не примерзали. Повседневная жизнь наших предков вызывает глубокое уважение. Эти люди прошли через жестокое и страшное время, но «себя» не потеряли, учились и трудились, не покладая рук.

Из рассказа нам понятно, что Валентина Павловна окончила пединститут на «отлично», и её направили в наше село. Она проработала в школе (прил.3, ф.7) учителем русского языка и литературы 30 лет, была завучем (прил.3, ф.8, 11-12), стала Отличником Народного Образования. В музее есть фото, где Валентина Павловна в кругу володинских учителей (прил.2, ф.1-5; прил.4, ф.7).

Сегодня в селе живут и коллеги Валентины Павловны, и её ученики. Мы поговорили с некоторыми из них. Это учитель русского языка и литературы Бровченко Нина Алексеевна, учитель начальных классов Костык Мария Павловна. Они есть и на общих фото, сохранившихся в музее. Много интересного вспомнили коллеги Смоляк Валентина Максимовна, Лобанова Галина Михайловна, директор школы Смоляк Леонид Иванович и ученики Валентины Павловны Татьяна Мельникова (Шенелёва) и Галина Егорова (Иванова). По их воспоминаниям, «это был очень высокообразованный человек, прекрасно знающий свой предмет. Чувствовалась за её словами высокая нравственная сила. Но когда она говорила о войне, голос её предательски дрожал, хотя она не была слезливым человеком. Это был человек с твёрдым характером, знающим цену каждому своему слову».

Ученики боготворили свою любимую учительницу. Они всегда ценят учителей с широким кругозором, которые зря не накричат, а в трудную минуту помогут. «Спокойствие, выдержанность, тактичность, разумная требовательность» —  отмечали и коллеги, и ученики.    Всех поражало фантастическое трудолюбие Валентины Павловны, которая работала завучем и вела уроки в средней школе. Валентина Павловна так тщательно проверяла тетради и на каждую ошибку ученика писала, какой параграф повторить, какую орфограмму выучить, составляла индивидуальный план развития и обучения для каждого ученика, поэтому «у неё даже неграмотные от природы ученики становились грамотными. Как сейчас не хватает таких учителей». Поражало и глубокое уважение к ученикам.

Дом, в котором жила  Валентина Павловна вместе с  семьёй,  и сегодня стоит  в  Володино (прил.3, ф.1)   После войны в этом доме располагалась начальная школа.  В 1948 году следом за дочерью в Володино приехала и её мама. Из трудовой книжки Елизаветы Васильевны видно, что она уволилась по собственному желанию в 1948 году в возрасте 52 года в связи с переездом в село Володино Томской области (прил.3, ф.2-3). Годом ранее умер муж, и она поехала за дочерью в Томскую область.

В Володино Валентина Павловна вышла замуж. Её муж, Илья Иванович Дунец, труженик тыла Великой Отечественной войны, тоже работал в школе — учителем изобразительного искусства. Вместе они вырастили двоих детей.   Дочь — Зинаида Ильинична Чёрненькая (Дунец) окончила культпросветучилище (музыкальное отделение) в г. Томске и 23 года проработала учителем    музыки.   Была    награждена   нагрудным   знаком   «Почётный    работник   общего образования Российской Федерации» за заслуги в области образования Российской Федерации.

Сегодня её тоже уже нет в живых  (прил.3, ф.5-6).

Сын Николай живёт на Алтае. Сегодня ему 70 лет,  но он старается приезжать в  родное село (прил.3, ф.4). Последний раз он был с сыном в 2021 году. Мы связались с Николаем Ильичём  и попросили его поделиться с нами воспоминаниями о маме. Вот что он рассказал:

 «Так получилось, что мне много раз приходилось расспрашивать участников войны о событиях, в которых они участвовали. Дело в том, что с 1982 года и до выхода на пенсию (в сентябре 2021 года) я работал в СМИ. В подавляющем большинстве случаев они просто не хотели вспоминать подробности. Очень редко удавалось получить короткий рассказ о каком-то совсем маленьком эпизоде. Вероятно, моя мама также не хотела ничего рассказывать о том, что ей пришлось пережить. Ведь человек всегда старается забыть плохое.

Однажды в интернете мне удалось найти сайт, в котором был список участников войны, представленных к наградам, с указанием, за что именно происходило это представление. Нашёл там и информацию о представлении мамы к одной из её наград, датированную началом 1944 года  «Под артиллерийским и миномётным огнём обеспечила связь». Эта короткая строчка позволяет понять, что радиостанция, на которой она работала, находилась вблизи от передовой. Ведь в то время снаряды и мины не летели так далеко, как в конце ХХ – начале XXI века. Это подтверждается и одним коротким эпизодом, однажды рассказанным моей мамой.

Её радиостанция находилась в будке грузового автомобиля (вместо кузова). Днём у неё закончилось дежурство. Она вышла из станции и пошла к месту отдыха. Тут ей встретился командир. Он сказал ей, чтобы она сходила за водой. Рядом с местом их дислокации была небольшая река. Мама спустилась с обрыва, почерпнула ведром воду. В этот момент прогремел сильный взрыв. Где-то рядом взорвался крупнокалиберный снаряд. Мама присела, подождала, когда осколки, поднятые взрывом комья земли и всего остального, перестанут падать. Затем поднялась на обрыв. Там, где стоял автомобиль с радиостанцией, была лишь большая воронка.

Как я понял, это произошло в 1943 году. То есть, маме шёл только 23-ий год. Для тех, кто сегодня учится в школе, возраст 23 года представляется очень большим. Пройдут годы, и сегодняшние школьники поймут, что это — совсем мало. В таком возрасте мама была просто девчонкой. Я не знаю, как она смогла пережить весь этот ужас? Но это позволяет понять, почему бывшие фронтовики старались не вспоминать то, что происходило на фронте.

Выше я привел строчку из представления мамы к награде. Понимаю, что это — трудно, но можно попытаться представить себе состояние человека, особенно девушки, которой идёт только 23-ий год, сидящей за радиостанцией, передающей азбукой «Морзе» какое-то сообщение, или записывающей принятое, когда, несмотря на наушники, вблизи слышатся разрывы снарядов и мин. При этом,  радиотелеграфист знает, что в любое мгновение снаряд или мина могут попасть в  его  радиостанцию,  и  тогда  он  погибнет,   при   этом,   даже   не  успеет понять, что случилось.

Многие фронтовики прожили мало. Довольно часто при этом у них даже не было ранений или контузий. Причина – они серьёзно подорвали на фронте своё здоровье. Вероятно, так случилось и с мамой. С болезнью она боролась 7 лет, но победить её не смогла. Скорее всего, эта болезнь стала следствием условий, в которых ей много раз приходилось находиться на фронте. Однажды она сказала, что поздней осенью они на фронте спали прямо на земле. Утром её волосы примёрзли к земле».  Он до сих пор не может понять, как могли пережить тот ужас на войне хрупкие девчонки, какой была его мама…

Николай Ильич работал учителем в школе, как и его сын Александр. Вместе они написали книгу «Быстрый исток» — о селе, в котором жили (прил.6). Село Быстрый Исток образовано в середине XVIII в. как транспортный транзитный пункт на Оби. Быстрый Исток оказывал большое влияние на экономическое развитие Верхнего Приобья, являлся важным центром производства сахара, масла, сыра, сухих овощей, торговли хлебом. Здесь строились деревянные баржи, функционировала своя мебельная фабрика. В XIX в. в селе появилась одна из первых в Верхнем Приобье церковноприходских школ, в XX в. — первая на два района средняя школа. Быстрый Исток богат не только историей, сегодня он является культурным и образовательным центром. Немалую роль в этом сыграл его уроженец — народный артист России Валерий Сергеевич Золотухин. Издание книги о селе стало значимым событием для района. Работа над книгой велась на протяжении двух лет.

Александр Николаевич Дунец, внук нашей героини, сегодня — декан гуманитарного факультета АлтГТУ, доктор географических наук, профессор, Член комиссии по развитию туризма Русского географического общества. У него много научных трудов (прил.3,ф.6; прил.5) При всей своей занятости он нашёл время, чтобы ответить нам на наше письмо о бабушке. Он прислал несколько фотографий Валентины Павловны: там её родители, выпускные классы в г.Мариинске, где она училась, а также справки её мамы о том, что она работала учителем.

Дунец Валентина Павловна умерла 15 января 1982 года в возрасте 61 год. Тяжёлая военная юность наложила свой отпечаток на жизнь этого замечательного человека, который не прятался за спинами своих товарищей, обеспечивая бесперебойную связь при любых условиях боя. Мы понимаем, что медаль «За боевые заслуги» так просто не дают. Муж Илья Иванович пережил свою жену всего на полтора года. Они покоятся рядышком на местном кладбище (прил.7, ф.1-2)

Благодарные потомки в честь года учителя и 65-летия  Победы  в Великой Отечественной войне поставили памятник  Валентине Павловне при содействии администрации Володинского сельского поселения и МОУ «Володинская СОШ».  Группа  учителей следит за порядком  на могиле своих коллег. Там полный порядок. Спи, связист, спокойно.

Изучая краеведческие материалы о Валентине Павловне Дунец в музее, я нашла стихи, написанные одной ученицей после знакомства с биографией нашей героини. Вот они:

Девчушка Валентина
Ушла на фронт из дома,
Военная картина
До боли ей знакома.

Была она радисткой
На фронте под обстрелом.
И доблестно справлялась
С таким нелёгким делом!

За смелость и отвагу
Была награждена:
Медаль «За боевые заслуги»
Ей Родина дала.

На память от фашистов
Контузия у ней,
Ранения тревожили
Радистку много дней.

А после фронта в школу
Детей учить пошла.
Учеников своих любила,
Работе отдавала всю себя.

Уважали её очень дети,
 И слушали урок,
И знанья о Победе
Ребятам шли всем впрок.

О ней храним мы память,
Хоть и войне давно конец.
Есть в музее школьном фото
Валентины Павловны Дунец!

Жизнь этого человека — это пример для всего молодого поколения, свой девиз — жить и работать только на «отлично» — она пронесла через всю жизнь. Дети её и внуки – достойные продолжатели рода Тихоновых – Дунец.

IV. Заключение. Выводы.

Ценой великих потерь одержали советские люди Победу в страшной Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Каждый год наша страна чествует ветеранов, которые ещё живы, и вспоминают тех, кого нет с нами. Они идут с нами в Бессмертном полку, о них мы узнаём на Уроках мужества, проводим исследования, изучая их героическую жизнь.

В ходе данного исследования, работая с документами в музее, статьями из газет, книгой «И память, и подвиг, и боль на века!»,  анализируя всё, что я увидела и услышала, я могу сделать такие выводы:

     1.Цель: сбор информации о судьбе  учительницы-фронтовика Дунец Валентины Павловны, достигнута, задачи — выполнены. 

    2.Гипотеза исследования: живы ещё люди, кто помнит педагога-ветерана и может рассказать о ней,  нашла своё полное подтверждение.   

    3.Практическая значимость работы в том, что она будет храниться в музее, в разделе «Бессмертный полк», пригодится экскурсоводам музея при проведении экскурсий,  а также будет использована на классных часах и уроках мужества. Эта работа пополнит  наш школьный музей ещё одной историей о тяжёлой судьбе простой сельской учительницы, которая воевала на фронте наравне с мужчинами.

Я теперь сама могу рассказать своим одноклассникам и всем, кто придёт на экскурсию в музей, о таком замечательном человеке, как Дунец Валентина Павловна.       

Сколько бы ни прошло времени, мы должны помнить, какой ценой далась нам Победа! Трудно было солдатам на войне, они видели  кровь, смерть. Их убивали, они пропадали без вести. Ещё труднее было женщинам, совсем девчонкам. Но они справились с этой нелёгкой миссией, выпавшей на их долю. Вся их жизнь – пример стойкости и мужества!  

И мы стараемся помнить об этом. Я спросила у своих одноклассников «Что вы помните об учителе-фронтовике Дунец В.П.?» И больше половины (12 человек) ответили, что знают, кто такая Валентина Павловна, кем она была на фронте. Тогда, в прошлом году, в музее, девочки даже плакали, когда слушали о ней рассказ (прил.7, ф.6-7)

9 мая 2023 года наша страна будет праздновать 78-летие  Победы — день, когда советский народ ценой огромных потерь одержал Великую Победу над фашистами в годы Великой Отечественной войны. И мы снова возьмём портреты ветеранов Бессмертного полка, и они пойдут с нами в одном строю. Среди них будет портрет педагога нашей школы, участника Великой Отечественной войны Дунец Валентины Павловны! (прил.2, ф.6-7)

А ещё нам очень приятно, что её сын и внук выразили  благодарность «всем учителям и учащимся Володинской средней школы за ту работу, которую вы ведёте ради сохранения памяти об учителе Дунец Валентине Павловне, о  нашей маме и бабушке».

 

Смотреть полную версию исследовательской работы